IB Middle Years Programme (программа основной средней школы)

IB Middle Years Programme (программа основной средней школы)

Особенности:

  1. Практическая связь между обучением и реальной жизнью.
  2. Программа доступна как в полном формате (5 лет обучения с 11 до 16 лет), так и в сокращенном варианте (2, 3 или 4 года обучения).
  3. Включает 8 групп предметов (не менее 50 академических часов на каждый предмет).
  4. Фокус программы на интеллектуальную деятельность.
  5. Является гибкой программой, позволяет совместить национальные и местные учебные планы.
  6. Формирует взаимосвязь между изучением предметов и практическим применением полученных знаний.
  7. Требует изучения не менее 2-х языков (язык обучения + дополнительный язык)
  8. Готовит учеников к дальнейшему обучению по дипломной и профессионально-ориентированной программе.
  9. Способствует формированию желанию учиться непрерывно в течение всей жизни.

Учебный план программы

Предусматривает изучение 8 групп предметов:
  1. Иноязычное образование
  2. Родной язык и литература
  3. Человек и общество
  4. Науки
  5. Математика
  6. Искусство
  7. Физическое воспитание и здоровье
  8. Дизайн

4й и 5й годы обучения предоставляют возможность изучать из 8 всего 6 групп предметов. Это способствует увеличению гибкости программы и позволяет учитывать индивидуальные потребности каждого ученика. Рассмотрим каждую группу предметов более детально.

1. Иноязычное образование

Основа концепции международного образования – возможность изучать 2 и более языков. Обучение в этой группе (иноязычное образование) организовано в 6 этапов. Каждый этап не связан с определенной возрастной группой или уровнем MYP программы. Учащиеся могут начать обучение с любого этапа, в зависимости от предыдущего опыта и прекратить обучение на любой стадии этапа. Для оценивания результатов прогресса ученики предоставляют электронное портфолио, где оцениваются их навыки чтения, письма, разговорной речи. Результаты курса доступны на 3х уровнях: начинающий, способный (средний) и продвинутый (профессиональный). При разработке учебного плана данного курса преподаватели решают, какой этап будет соответствовать индивидуальным потребностям каждого ученика или группе учеников. Педагоги учитывают возможные наиболее доступные точки выхода с этапа и наиболее возможные пути перехода на этап.

2. Родной язык и литература

Курс помогает развить навыки в 6 областях:

  • Аудирование
  • Говорение
  • Чтение
  • Письмо
  • Наблюдение
  • Презентация

Основное внимание уделяется критическому мышлению, необходимому для развития межкультурного понимания и личной ответственности каждого члена мирового сообщества. Учащиеся работают с текстами различной тематики и учатся выражать свое мнение по проблемам окружающей среды, моральным, политическим, экономическим, социальным, культурным вопросам. Школьники учатся принимать верные решения и действовать в соответствии со своими этическими принципами. Курс доступен на многих языках. Учащиеся развивают письменные навыки и стили, техники, мастерски используя литературные и языковые средства языка.

3. Человек и общество

При изучении данного курса ученики собирают данные об обществе и его структурах, описывают, анализируют полученные сведения, тестируют гипотезы и учатся работать с источниками информации, как исследования и анализы ситуации, прогнозы и т.д.

4. Науки

Курс включает химию, биологию и физику. Некоторые школы предлагают еще дополнительные дисциплины:

  • Науки об окружающей среде
  • Науки о жизни
  • Естественные науки
  • Науки о спорте
  • Науки о здоровом образе жизни и охране здоровья
  • Науки о Земле

Курс науки может включать в программу обучения и междисциплинарные блоки.

5. Математика

Курс математики включает:

  • Нумерологию
  • Алгебру
  • Геометрию
  • Тригонометрию
  • Статистику
  • Теорию вероятностей

Учащиеся учатся представлять информацию, развивать навыки и техники решения проблем, исследовать и моделировать ситуации, находить верные решения по знакомым и незнакомым вопросам. Курс математики предоставляет базу знаний для изучения естественных, инженерных и технологических наук.

Курс представлен на 2х уровнях сложности:

  • Стандартная математика. Цель: дать ученикам глубокие знания математических принципов и развить математические навыки в соответствии с целями обучения программы MYP.
  • Расширенная математика. В курс стандартной математики включены дополнительные темы. Учащиеся развивают дополнительные навыки, обеспечивающие им основательные знания.

6. Искусство

С 1-го по 3-й год обучения по программе MYP, курс «Искусство» включает минимум 1 предмет по изобразительному искусству и 1 предмет по сценическому искусству, на 4-м и 5-м году обучения – учащиеся могут выбрать дисциплины из списка. Курс предлагает изучение следующих дисциплин:

  • Изобразительное искусство
  • СМИ
  • Драма
  • Музыка
  • Танцы

Школы могут организовать обучение 3 способами:

  • Изучение отдельных дисциплин;
  • Интегрированные курсы: комбинация изобразительного и сценического искусства;
  • Модульные курсы, предполагающие последовательную ротацию дисциплин за определенный промежуток времени. Каждый модуль сосредоточен только на одной дисциплине: изобразительное искусство, музыка или драма.

Изучение курса «Искусство» развивает воображение, творческое и аналитическое мышление, помогает ученикам понимать искусство в контекстах, историю произведений искусства, способствует обогащению личностного самоопределения, повышает осведомленность о эстетике в современном мире.

7. Физическое воспитание и здоровье

Учителя разрабатывают план сбалансированной учебной программы, включающей:

  • Знания, связанные со здоровьем и физическим развитием (такие как фитнес, принципы и методы тренировки, физиология упражнений, здоровое питание, здоровый образ жизни, биомеханика, оказание первой медицинской помощи);
  • Эстетическое движение (например, гимнастика, аэробика, боевые искусства, прыжки со скакалкой, йога и капоэйра);
  • Командные виды спорта (например, баскетбол, футбол, гандбол, волейбол, хоккей)
  • Индивидуальный вид спорта (например, гольф, атлетика, плавание, сквош или фехтование)
  • Международные виды спорта (например, атлетика и другие)

Дополнительно включаются:

  • Альтернативные рекреационные виды спорта (например, фрисби, катание на роликах, скейтбординг, паркур)
  • Экстремальные виды (ориентирование на местности, скалолазание, походы, беговые лыжи, катание на горных велосипедах, каякинг)

8. Дизайн

Курс предлагает:

  • Отдельный курс цифрового дизайна или дизайна продукта;
  • Серию отдельных курсов цифрового дизайна или дизайна продукта;
  • Отдельный курс, сочетающий цифровой дизайн и дизайн продукта

Курс помогает учащимся исследовать роль дизайна в исторической и современной перспективе. Программа курса уделяет больше внимания целостному процессу проектирования, чем конечному продукту или решению.

Оценивание результатов

Выполнение персонального проекта является обязательным условием программы, с 2016г. изменилась система внешнего оценивания программы. Новая электронная система факультативного оценивания проводится на 5-м году обучения, проводится внешнее оценивание учеников и выдается международный сертификат.

Виды финальных работ:

  • Компьютерные экзамены (продолжительность 2 часа).
  • Курсовая работа (общественный проект – eportfolio).
  • Персональный проект.

Все работы (компьютерные экзамены, портфолио) проверяются независимыми внешними экзаменаторами, которые оценивают концептуальное мышление и способность учеников применять знания в незнакомых ситуациях. В MYP используется модель оценивания заданий учеников по определенным критериям IB, а не на основе сравнения с результатами других учащихся. Задания разноплановые: задачи на решение проблем, задания на критику, аналитические задания, тесты, дебаты, задания открытого типа.

Список предметов, предложенных к сдаче на компьютерных экзаменах в 2017г.:

  • Язык и литература
  • География
  • История
  • Интегрированные гуманитарные науки
  • Биология
  • Химия
  • Физика
  • Интегрированные науки
  • Математика
  • Расширенная математика
  • Междисциплинарное обучение

Приводим перечень языков для ePortfolio, которые предлагаются также для 2х групп предметов: изучение языка и защита персонального проекта. Изучение языка доступно на:

  • Английском
  • Арабском
  • Китайском (диалект мандарин)
  • Немецком
  • Французском
  • Голландском
  • Хинди
  • Индонезийском
  • Испанском языках.

Защита персонального проекта доступна на:

  • Арабском
  • Китайском (диалект мандарин)
  • Английском
  • Французском
  • Японском
  • Русском
  • Испанском
  • Шведском
  • Турецком языках.

Проекты (общественный и персональный)

Проектная деятельность дает возможность ученикам продемонстрировать свои знания, в зависимости от того, сколько лет учатся ученики по программе, они сдают разные виды проектов. На 5-м году обучения ученики сдают персональный проект, на 4м и 5м году – персональный и общественный, на 3м и 4м году обучения – ученики выполняют общественный проект.
Персональный проект - творческая работа каждого ученика, где оценивается способность учащихся к самостоятельной деятельности.
Общественный проект- ученики исследуют свое право на служение обществу через деятельность (выполняется в группах или индивидуально).